Самый страшный зверь на свете. Часть вторая

23 сентября 2024

В прошлый раз мы говорили о млекопитающих, встреча с которыми может иметь для человека печальные последствия.
Прежде чем начать основное повествование, давайте уберем вопросы, связанные с систематикой животных и постоянно вносящие путаницу. Итак, когда говорят «животные», то имеют в виду всех – от инфузории до синего кита. Паук, соловей, человек и гидра – все это животные. А когда говорят «звери», это синоним слова «млекопитающие». То есть плотва – это животное, но не зверь. А крыса – это и зверь, и животное. Прошу прощения за менторский тон, однако если для специалиста все эти вопросы очевидны, то простые любители природы, для которых этот текст и предназначен, очень часто путаются.

Именно о зверях мы говорили в рамках прошлой статьи, сегодня речь пойдет о других животных.

Кстати, о птичках

Да-да. Птицы могут быть опасны, а иногда и смертельно опасны. Уважаемый читатель, вас кусал когда-нибудь крошка – волнистый попугайчик? Это очень больно! А попугай с клювом помощнее, скажем, какой-нибудь неразлучник или корелла? В этом случае без крови никак не обойтись!

70e30d92f0845041eb780429ae5c933e.jpg

Чем крупнее птица, тем она опаснее.  «Африканский страус ударом ноги может убить льва», – пишут в рубриках «Это интересно», впрочем, никто никогда не видел страуса у тела поверженного льва, но это уже мелочи.

Ну, а родственник африканского страуса из Новой Гвинеи – казуар – уже реальный убийца. Несколько случаев смертельных атак  зафиксировано полицией этого островного государства.

Однако давайте уйдем от заморской экзотики, поверьте, у нас и своих птиц-агрессоров хватает.

Всем животным вообще и птицам в частности свойственно защищаться. Мощного отпора можно ожидать и от птенцов-пуховичков.

История из жизни № 5

43597e5fb81d520f6b9b86a0956207f3.jpg

Семья удодов поселилась прямо под крышей в доме моей бабушки (дело было на Северном Кавказе, там этих птиц очень много). Доступность, как говорится , шаговая, достаточно приставить лестницу, и вот они – птенцы. Впрочем, троих длинноклювых чубатых красавцев видно было и с земли. Гнездо разорять я не собирался – уже в возрасте семи лет я был настоящим юным натуралистом (без кавычек), до гнезда мне нужно было добраться, чтобы проверить вычитанный в книжках момент. Я где-то прочитал, что птенцы удода обороняются от хищника, буквально отстреливаясь от него пометом.

Я надел бабушкины очки, от них все окружающее моментально потеряло резкость, приставил лестницу к стене и приблизился к гнезду. Короче, очки не помогли – мне в лицо попали все три птенца, а зловонная жижа стекла со лба и залила мне глаза. С лестницы я упал и повредил руку. В научно-популярной книжке была написана правда. Ужасный запах помета преследовал меня еще дня три – он не смывался ничем.

Многие наши птицы проявляют чудеса героизма и смелости, когда защищают своих птенцов. Причем в арсенале защитников множество ухищрений, от чистой клоунады: «я раненая птичка, я сейчас сдохну, поймай меня, поймай» – до обстреливания пометом и прямой и откровенной атаки.

Особенно поднаторели в этом деле чайки и врановые.

Очень всем советую: обязательно расскажите своим детям, что трогать птенца-слетка, сидящего на земле или дереве, не стоит – он не выпал из гнезда, он учится жить самостоятельно под присмотром родителей. Более того, подходить вплотную, а уж тем более пытаться изловить слетков ворон или сорок – попросту опасно. Родители и даже птицы-соседи блюдут этих малышей очень строго и защищают их крайне агрессивно, дело доходит до серьезных травм, если нападению подвергаются дети.

17b44ff7c5386b9a10f9e54f92c98e85.jpg

История из жизни № 6

Дело было в Ленинграде в начале 1980-х. Гуляя в тенистом дворе на набережной реки Фонтанки, мы с моим двоюродным братом натолкнулись на милягу-вороненка. Красавчик красавчиком! И нам, конечно же, приспичило его изловить. Зачем – трудно сказать. Наверное, чтоб погладить и отпустить.

– Кар! – сказал вороненок и резво попрыгал от нас.

– Каррр-каррр!!! – донеслось откуда-то сверху, и меня тотчас накрыла мощная оплеуха – прямо по затылку.

Убегая, я оглянулся и обнаружил, что мой брат Виталик бежит в сторону набережной реки («Плавать не умеет», –  отметил я автоматически), а над ним вьются три большие птицы, периодически снижаясь и чиркая по его голове лапами и клювами.

Меня тоже били, и я, как Виталик, удирал, но поскольку загляделся на брата, то со всей прыти врезался в старый ленинградский дуб. Били ли меня птицы дальше, я не помню, потому что вырубился. Домой приковылял, повиснув на брате.  Вот что может вороненок, несколько взрослых ворон и лихость молодецкая.

Но логичнее было бы предположить: чем крупнее птица, тем больший вред она может нанести неосторожному человеку. Про ужасные травмы, оставленные острыми клювами гагар и цапель, мне доводилось читать. Про травмы, наносимые человеку аистами, читать не доводилось, но, учитывая габариты самой птицы и размер ее клюва, можно сделать предположения и выводы. А как дерется лебедь, я видел! На моих глазах пара лебедей-шипунов чуть не убила человека. Сейчас расскажу.

a6f4998fe863a55236c37430562b1152.jpg

История из жизни № 7

Место действия – река Хафель, недалеко от городка Ратенов в Потсдамском округе. Тогда эта страна называлась Германской Демократической Республикой, дело было в 1985 году.

Мы коротали время на пляже недалеко от советской воинской части. Был жаркий летний день. Недалеко от берега, ко всеобщему удовольствию, побиралась семья лебедей – две крупные белые птицы и штук пять еще совсем крошек, серых «гадких утят».

b78af7274e4ead0b0e07c6f8fbf89c72.jpg

Отдыхающие постоянно подкармливали лебединую семью, поэтому они никогда далеко не уплывали. И вдруг среди лебедей началась паника! Малышня с огромной скоростью разбегается в разные стороны (да, все происходило на воде, но создалось впечатление, что они действительно разбегались). А два взрослых лебедя начали буквально убивать нечто темное, внезапно оказавшееся между ними! 

Сначала мы думали, что это выдра, которая попыталась схватить малыша, но когда «выдра» стала материться и звать на помощь, все поняли, что это доблестный советский военнослужащий в звании прапорщика. Лебеди били его крыльями, клевали, запрыгивали на него с ногами – они его реально топили. И утопили бы, если бы не подоспела лодка со спасателями. Им стоило больших усилий, чтобы отогнать свирепых птиц и втащить бедолагу на лодку. Смотреть на его лицо было страшно! Весь в крови и синяках, как вынырнувший не из воды, а из кабацкой драки.

Потом его, конечно, спросили, как так вышло. И знаете, что он ответил? Он сказал, что просто поднырнул под лебединую семью и «пощекотал пузико» лебеденку! Ну, а потом, довольный, вынырнул прямо среди птенцов…

Слово о гадах

Давайте сразу проясним: в Беларуси водится только одна змея, опасная для человека, – гадюка обыкновенная. Все! «Слижей болотных», «чырвоных вужыкаў» и прочую нечисть давайте оставим для статей по фольклору. Мы ж с вами серьезные люди, не правда ли?

Есть еще одна змея, относящаяся к условно ядовитым, – медянка обыкновенная. У нее есть ядовитые железы, но нет ядовитых зубов. Железы открываются прямо в ротовую полость, где слабый яд смешивается со слюной. Слюна медянки действует только на ящериц – основную пищу этих пресмыкающихся. Для человека эта змея совершенно безопасна.

Все знают, что укус гадюки опасен. Однако эта опасность зачастую сильно преувеличена. Любой человек, мало-мальски интересующийся дикой природой, способен рассказать, как нужно вести себя во время прогулок, чтобы вас не атаковала гадюка. Проще говоря – не трогайте змею, и она вас не тронет. Есть опасность случайного столкновения – если, скажем, вы наступите на змею. Это одна из причин, по которой на прогулки нужно надевать нормальную обувь, а не открытые босоножки.

Между тем далеко не все даже самые продвинутые люди знают, как нужно себя вести, если укус уже произошел.  Для начала, матюкнувшись, надо наложить плотную повязку, обездвижить конечность и доставить больного к врачу. Можно выпить анальгетиков, так как очень больно. Все! Больше ничего не делаем, чтобы не навредить.

5d6bd5f3941cc3ad61029781a7aad41f.jpg

Теперь о том, что ни в коем случае нельзя делать при укусах: накладывать  жгут, тем самым прекращая кровоснабжение конечности. Запрещены разного рода прижигания, надрезы и, конечно же, самоампутации (последние очень популярны в старых книжках про мужественных змееловов). Медики предостерегают: не столько страшен сам змеиный укус, сколько безграмотно оказанная первая помощь.

История из жизни № 8

Давно это было. Кажется, в 1997 году. Журналистский кураж тогда зашкаливал. Поэтому, чтобы рассказать читателям, как правильно себя вести после змеиного укуса без особого вмешательства медицины, решено было дать змее себя укусить. Гадюку отыскать не удалось, но был каменистый щитомордник – дальневосточная змея, яд которой действует как «Яд гадюки+». Однако отмечу, что страховали меня все-таки профессиональные реаниматологи. На всякий случай.

Я не буду подробно описывать тот опыт. Обойдемся тезисами.

–  Заставить змею атаковать довольно сложно. Одного щитомордника пришлось забраковать, так как он категорически не хотел кусаться. Вторая змея укусила только после того, как ей разжали челюсти и вставили руку в пасть.

– Яд щитомордника прозрачный и желтый. На вкус – не понять какой, так как на язык действует подобно новокаину или лидокаину.

– Змеиный укус –  это очень больно. Сравнимо с прижиганием руки сигаретой.

– Пораженное место моментально бледнеет и начинает припухать.

– Через два часа опухоль простирается до подмышки. Опухают и лимфатические железы.

– Через четыре часа боль чуть поутихла и поменяла характеристики. Теперь рука болит, как от сильного ушиба.

– Сухость во рту. Боль, постоянная жажда и периодические панические атаки не дают уснуть.

– Ночь не спал. Где-то в 3 ночи сделали укол преднизолона.

– День провел в сидячем положении, любое движение вызывает боль в руке.

– Место укуса почернело и покрылось пузырями, заполненными мутной жидкостью.

– Работоспособность руки стала восстанавливаться на третьи сутки.

– Полное выздоровление наступило через две недели.

Вот такой собственный опыт. Если медицинское вмешательство было хотя бы часа через 2-3, то выздоровление наступило бы гораздо раньше.

И еще: смертельные случаи от укусов гадюки в Европе известны, они очень редки и связаны в основном с неправильным оказанием первой помощи или анафилактическим шоком, а также если укус приходится в голову или шею и если пострадавшие – малолетние дети или глубокие пенсионеры.

Рыбы-агрессоры

Напомню, в рамках этой статьи мы говорим только о европейских, более того, о белорусских животных.

Нанести травму человеку в состоянии зубастая рыба – тут все, конечно, вспомнят щуку. Да, это вариант вполне возможный. Мне приходилось слышать о маленьких детях, которые засовывали в пасть щуке руку, а назад вытащить ее не получалось из-за того, что зубы у этой рыбы растут в направлении назад.

Но засела мне в памяти история – читал я в юности в какой-то книжке, как  ребенок засунул палец в пасть какой-то «белой» рыбе – лещу, язю или карпу –  и в результате получил серьезную травму: рыба своими глоточными зубами знатно помяла ребенку фалангу пальца. Больше я о таком никогда и нигде не слышал.

39ac390d640bc8b4677a45bac9c663ba.jpg

Однако глоточные (они же фаренгиальные) зубы есть у подавляющего большинства рыб. У карповых они очень мощные. Белая рыба с их помощью дробит раковины мелких моллюсков и хитин ракообразных. Однако сколько я ни пытался повторить сюжет рассказа, ничего у меня не получалось. Поэтому верить этому или нет, не знаю. Но для юных натуралистов (без кавычек) это обширное поле для экспериментов!

Насекомые и их родня

Пришло время остановиться на членистоногих. Точнее, на насекомых и паукообразных. Забегая чуть-чуть вперед, скажу, что представители этого типа животных, невзирая на свои «несерьезные» размеры, в состоянии навредить очень основательно. Причем последствия нападения одних и тех же животных могут быть очень разными: от простого покраснения кожи до вечной инвалидности или быстрой смерти.

Начнем, пожалуй, с клещей. С иксодовых клещей – тех самых, что цепляются на нас и наших собак во время прогулок по лесам и полям. Про них писано немало, но если судить по тому, насколько часто они цепляются к людям и собакам, наши сограждане просто плохо осознают, с чем они имеют дело. Про ужасы заболеваний, передаваемых клещами, можно почитать во многих местах. Нет ничего хорошего ни в болезни Лайма, ни в клещевом энцефалите, ни в добром десятке других болезней, которые передаются с укусом иксодовых клещей.

Самое интересное, что защита от этой напасти есть, и если соблюдать все правила, надевать нормальную одежду и пользоваться хорошими репеллентами, то риск подцепить клеща минимален. Это же относится и к защите от клещей наших четвероногих друзей – средства есть, они отлично помогают и их множество: это разного рода ошейники, спреи, капли на холку, а в последнее время и таблетки. Собачья защита не дешева, но лучше потратиться, чем потом смотреть, как собака в мучениях погибает от пироплазмоза.

Про клещей следует помнить вот что: чаще всего укусы случаются тогда и там, где нападения не ждешь: в центре города и чуть ли не зимой. Дело в том, что одно из названий этого животного звучит как «весенне-осенний иксодовый клещ», и когда говорят, что появляется он на первых проталинах, то это не преувеличение: именно на первых проталинах и в любых местах, где есть растительность.

Так что защищайтесь и защищайте своих близких и своих животных. На этом о клещах закончим.

Если говорить о насекомых, которые в состоянии навредить человеку, то тут к месту будет очередная история из жизни.

История из жизни № 9

Дело было в середине 1980-х годов на берегу Немана в Гродненской области. Мы с семьей и друзьями отдыхали на берегу славного Немана. Место было живописным – обрывистый песчаный берег, на берегу редкие деревья – дубы и кривые сосенки.  Отдых шел своим чередом – мы купались, рыбачили и даже собирали шампиньоны на скошенном лугу. Сплошная благодать.

И вот в очередной раз мы пошли с отцом по дрова. Отец подошел с ножовкой к кривой и сухой сосенке: отличный вариант – чем полчаса собирать хворост, проще одним разом обеспечить лагерь дровами.

В той сосенке я заметил  овальное дупло, переходящее в длинную трещину в половину ствола.

– Пап, глянь-ка, дупло. Может быть, там живет кто-то? – предположил я.

– Никого там быть не может, август на дворе, гнездовой сезон давно закончился, –  логично заметил отец. И тут же дважды провел ножовкой по комлю сосенки: вжик-вжик.

Внутри что-то зашумело. Тревожно так зашумело.

«Ой», – сказал я и отбежал метров на 50 от дерева. Отец продолжил стоять и задумчиво смотрел на дупло. Он стоял и смотрел на него, пока оттуда не показались хозяева. Это были шершни.

Я в первый и последний раз видел, как красиво может бежать мой тучный отец. Оказывается, огромный спортивный потенциал дремал в этом теле. «Все-таки первый разряд по легкой атлетике, полученный в юности, дает о себе знать», – думал я, глядя, как отец мастерски преодолевает препятствия в виде кустов по грудь высотой. Но шершни все-таки настигли его у самой кромки оврага. Он вскрикнул, словно сраженный пулей, и рухнул в воду. От укусов в голову отца спас и первый разряд по подводному плаванию, полученный еще во время учебы в военном училище, – он надолго скрылся под водой и вынырнул метрах в ста ниже по течению.

От укуса в плечо и локоть у него полностью отнялась рука. Шевелить пальцами и сгибать ее в локте он смог только через пару дней, когда пришло время возвращаться домой.

Вывод из этой истории прост: занимайтесь спортом.

Столкнуться с семейством шершней – этих крупных ос – нам как-то пришлось и во время одного из международных чемпионатов легавых собак по болотной дичи с известным всем продвинутым собачникам названием «Горка». Дело происходило в живописной пойме Днепра, недалеко от города Быхова. Тогда семейство шершней атаковало украинскую команду. Причем все было настолько серьезно, что одному из пострадавших сделалось плохо с сердцем и пришлось вызывать «скорую» из Быхова. А потом  вызвали МЧС – чтобы уничтожить гнездо.

Все общественные летающие насекомые, которые живут в наших краях, несут потенциальную опасность. Их несложно перечислить: это медоносные пчелы и несколько видов общественных ос (среди них и шершни).

7c0c6e5493a6fc60a66e7d310af8c8dc.jpg

Укус одиночного насекомого опасен лишь в том случае, если у вас есть аллергия на этот яд. У меня, например, аллергия на пчелиный яд.  И если укусы нескольких видов змей  и паукообразных прошли без особых последствий, то после пчелиного укуса всегда требуется помощь медиков.

Общественные насекомые, если они свили гнездо в непосредственной близости от человека, очень опасные соседи. Поэтому гнездо ос, шершней или пчел лучше убрать.

Как это правильно сделать? – такой вопрос нередко задают на тематических ресурсах. Ответ однозначен: самостоятельно – никак. Любая самодеятельность в этом вопросе чрезвычайно опасна не только непосредственно для вас и вашей семьи, но и для ничего не подозревающих прохожих. При обнаружении нежелательных «соседей» нужно вызывать МЧС, сотрудники этого ведомства отлично подготовлены, имеют специальное оборудование и знают, как поступать в подобных случаях.

Вот и все, что хотелось бы рассказать об опасных диких тварях из дикого леса...

Александр Очеретний