У Третьего Спаса хлеб припасен!
Ореховый Спас – народное название церковного праздника в честь Спаса Нерукотворного. Это третий и завершающий праздник среди Спасов.
В народе говорили: «Первый Спас – на воде стоят; Второй Спас – яблоки едят; Третий Спас – пироги припас». В этот день было принято торговать полотнами, святить колодцы и печь хлеб, начинать заготовки лесных орехов. Отсюда народные названия праздника.
Первоначально местное торжество проводилось в Константинополе. А широкое почитание Спаса Нерукотворного сделало праздник общецерковным.
Нерукотворный Спас – это полотенце, убрус (абрус), на котором отпечатался лик Иисуса. По преданию, реликвия возникла в I веке нашей эры, когда проказой заболел Авгарь, царь ближневосточного города Эдесса. Его пытались вылечить, но безрезультатно.
До царя дошел слух, что в Палестине некий проповедник (это был Иисус) исцеляет всех нуждающихся. Тогда царь отправил слуг, чтобы те пригласили Иисуса в Эдессу.
Ехать тот отказался, но попросил принести ему воду и полотенце. Умывшись, он вытерся – чудесным образом на полотнище отпечатался лик Иисуса.
Слуги царя отвезли этот убрус Авгарю в Эдессу, и приложившись, он исцелился от недуга. Впоследствии Авгарь сам принял крещение от ученика Иисуса вместе со своими подданными.
С тех пор убрус стали почитать, с него писались первые иконы с ликом Иисуса. Долгое время святыня хранилась именно в Эдессе, а 29 августа 944 года ее перенесли в Константинополь. Потому-то Третий Спас ежегодно отмечают 29 августа, этот праздник непереходящий.
К сожалению, реликвия утрачена. В период крестовых походов, во время разграбления византийский столицы, плат бесследно исчез.
Как празднуют Ореховый Спас
В церковном уставе праздник в честь Спаса Нерукотворного относится к числу малых «со славословием». Однако из-за совпадения с праздником Успения Богородицы эти два богослужения совмещены, совершается Всенощное бдение.
За день до Третьего Спаса заканчивается Успенский пост, запрещающий употребление мяса, рыбы и некоторых других продуктов. Поэтому застолья на хлебный праздник урожая были обильными. Основное украшение стола – каравай. Обязательно подавались блюда с орехами: выпечка и сладкая каша. Запеченные яблоки, мясные и грибные пироги, шарлотки – и все, кто участвовал в застолье, должны были попробовать хотя бы кусочек от каждого блюда.
Как правило, к третьему Спасу созревали хлеб и лещина. Именно орехи и колосья несли в церковь для освящения. Оттуда и третье название – Хлебный Спас. Также верующие приносят в церковь воду, мед и созревшие фрукты. Считается, что Ореховый Спас – это день благодарения Господа за хлеб насущный: «У Третьего Спаса хлеб припасен», «Хорошо, если Спаситель – на холсте, а хлеб – на гумне».
Традиции
В народе на Ореховый Спас было принято печь хлеб из освященного зерна и угощать им близких, соседей и нуждающихся. Это угощение дополняли медом и орехами.
Нельзя было ходить в лес без оберега: 29 августа там хозяйничает нечистая сила. Она может заставить потеряться «в двух соснах».
На Третий Спас также было принято освящать природные источники воды и запасаться из них водой. Ведь она в этот день наделялась целебной силой. На праздник чистили старые и освящали новые колодцы. В деревнях троекратно обходили родники и питьевые колодцы, чтобы совершить своеобразный ритуал «закрытия теплого времени года». Считалось, так источник воды не замерзнет.
Интересно, что этот праздник иногда называют еще и Холщовый Спас, или Спас на Холсте. Именно с этой даты начинают торговать домоткаными тканями.
По традиции праздничный день заканчивался мытьем в бане с вениками из веток орешника. Наши предки верили, что использование орехового веника защитит от болезней и сглаза.
Приметы Орехового Спаса
Крайне плохая примета – ссориться и спорить в этот день.
Запрещается сквернословить и желать другим зла.
Нельзя отказывать в просьбе, иначе всю зиму придется терпеть убытки.
В этот день гадали на орехах. Если попался двойной среди собранного урожая – это к достатку. Его впоследствии держали в кошельке, чтобы деньги не переводились. Обращали внимание на вкус первого съеденного ореха: сладкий – к любовным успехам, незрелый – к неожиданным новостям, горький – к расстройству, а гнилой – к проблемам.
Следили за погодой и поведением птиц. Дождь с грозой в Ореховый Спас сулил теплую осень. А улетевшие на юг птицы говорили о заморозках на Покров, поздней и мягкой зиме, но холодной весне.