«Дзе Купала начавала?»

24 июня 2024

Верхушку лета в Беларуси венчает Купалье, или Янов день, – один из древнейших народных праздников, посвященных солнцу и расцвету земли. Праздники в честь летнего солнцестояния есть у многих народов Европы: Лиго в Латвии, Янов день в Болгарии, святой Ян в Венгрии, Сан-Хуан в Испании. У восточных славян – это Иван Купала, но, пожалуй, именно у нас, в Беларуси, традиции Купалья являются наиболее живыми.

1.jpgВо многих местностях, особенно по западу Беларуси, Купалье называют Яном, Иваном – «на Яна, на Йвана». «Ой, рана на Йвана» – известная песня. Но вся атрибутика праздника – языческого происхождения, она отражает мифологические представления о мире.

Обряды белорусского Купалья тесно сочетают древние языческие и более поздние христианские традиции. По православному календарю праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, по католическому – 24 июня.

Вода и огонь

В один из самых мистических праздников реки и озера обретали невиданную силу. Славяне верили, что вода – символ духовного перерождения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся нечисть покидала воду, а сама вода на Ивана Купалу приобретала магические свойства. Особой силой народная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно Ивана Купалу связывали и с огнем. Символы такого единения – костры.

2.jpgС последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах закладывали огромные очищающие костры. Зажигали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке – трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше – тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и русалочьей напасти. Ну, а если перемахнуть через костер парой и не разомкнуть рук – верный признак скорой свадьбы. А для верности – еще и венок пустить по воде.

7.jpgВенки и травы

Дикие травы сплетались в девичий венок, чтобы быть пущенным в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов.

10.jpgДа и сам венок – это и символ круга, совершенства, и кольца – непрерывный союз. Пущенный по воде венок предрекал будущее, в том числе и союза. Главная загадка Ивана Купалы – папоротник, что, по преданиям, цветет лишь в эту ночь. Призрачный цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невиданные способности: понимать язык зверей, видеть клады в глубине земли и открывать замки ко всем сокровищницам, стать невидимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое обличье. В ночь на Купалу выходили за травами знахарки и ведуньи. Собирать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.

3.jpgПоверья и гадания

В ночь на Ивана Купалу заканчивали петь веснянки, водили хороводы и пели о любви. Но и практическую сторону праздника не забывали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко. Охраняли надои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из купальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы.

6.jpgИванова ночь – самое время вывести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Ивана Купалу – оказывалась под подозрением.

В «молчаливой воде» на Ивана Купалу гадали на любовь или удачу. На закате бросали камушек в таз с водой, задумывая желание. Если четное число кругов пойдет – исполнится, нет – тогда не жди. Загадать желание можно было, и пустив венок по воде. Если уплывет далеко, желание сбудется. В какую сторону венок поплыл, оттуда и жениха ждать, а на месте стоит – не скоро замуж идти. Уж если венок пойдет на дно – жди неудачи в любви: «Венок утонул – милый обманул».

8.jpgА вот какого «милого» выбрать, помогало гадание на папоротнике. Сколько претендентов – столько веточек. Загадать на каждую и все на дно опустить. Кто быстрее всплывет – за того и замуж идти.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда – славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених – это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

5.jpgИван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят.

9.jpgНаши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати»!