Четвертая смена «Планеты детства»: «Посох» – символ мудрости!
На заключительную смену в лагерь «Планета детства» собрались дети священнослужителей из Полоцка, Браслава и Браславского района Витебской области.
На четвертую смену в лагерь «Планета детства» туристического комплекса «Красный Бор» собрались дети священнослужителей из Полоцка, Браслава и Браславского района Витебской области. В основном все они посещают Воскресную школу, поэтому неудивительно, что смену ребята коллективно решили назвать «Посох», вкладывая в это название глубочайший смысл.
Опора при ходьбе – такое определение в словарях дается слову «посох». Это не только опора для странствующего пилигрима, но и символ пастырской власти над «пасомыми» и отеческого попечения о них.
Метафора: подобно тому, как пастух опекает стадо, так и пастырь заботится о своих верующих, – сделала посох пастуха важнейшим символом христиан.
В Древнем Египте посох являлся одним из символов солнца. Египтяне полагали, что при сокращении световых дней солнце не может подняться высоко, а потому ему надо помочь опорой – посохом.
Не менее значимым посох был и в жизни древних греков. У Посейдона, бога морей, посох был в виде трезубца. А «бог всех богов» Зевс вызывал гром и молнии посохом. Не менее интересна легенда о посохе античного бога медицины Асклепия. Однажды у царя Крита Миноса умер любимый сын. Опечаленный царь пригласил Асклепия оживить юношу.
По пути посох целителя обвила змея, и Асклепий убил ее. Из кустов выползла вторая змея с травой во рту и воскресила убитую. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью оживил царского сына. Посох, обвитый змеей, с той поры стал символом медицины.
Еще одна аллюзия. Будучи юношей, знаменитый царь Эдип шел к воротам города Фивы, но путь ему преградил Сфинкс и задал загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?». Того, кто не знал ответа, Сфинкс раздирал когтями. Но Эдип был находчив: «Это человек: младенцем он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а стариком опирается на посох».
Характерной чертой русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и подвязанных к верхней части рукояти. В морозные дни, когда проходили крёстные ходы, нижний платок согревал руку от прикосновения к холодному металлу, а верхний – от морозного воздуха. Также считается, что жезл настолько свят, что архиерей не может касаться его своей плотью и потому используется платок. Жезл без сулка дозволялось иметь только патриарху.
Одна из главных святынь Русской православной церкви – деревянный посох митрополита Петра (XIV век), благословившего князя Ивана Калиту построить первый белокаменный собор, Успенский.
С ребятами в «Красный Бор» приехали два воспитателя: руководитель Воскресной школы Богоявленского собора в Полоцке Ольга Ивановна Талеренак и Татьяна Владимировна Чечукович.
Рассказывает воспитатель смены матушка Ольга:
– В эти места ребята попали впервые, и первое их впечатление – это удивление и восхищение. Природой, местностью, уровнем проживания, комфортом. Все в восторге от кухни. Такое ощущение, что дети попали на другую планету! С удовольствием познают новые места. Поскольку возраст участников самый разный, от 6 лет до 15, ребят разделили на две подгуппы. И нагрузка на них разная. Сегодня пока старшие отправились в поход, мы с младшими занимались рукоделием и готовили остальным сюрприз, постановку. Во всех мероприятиях участвуем наравне. Смена подобралась спортивная, дети увлекаются историей, краеведением.
У ребят в распорядок дня входит утреннее и вечернее молитвенное правило, где они с удовольствием поочередно читают и поют молитвы.
В планах – познакомиться, оздоровиться, подтянуть физическую форму, приучиться к порядку, узнать много нового. Пожелаем им удачи на этом пути!