Октябрь охотничий
C точки зрения охоты, октябрь – самый, пожалуй, благодатный месяц. В октябре нет еще промозглости позднего ноября, но назойливые комары и мухи в лесу и поле уже исчезли. Погода стоит именно та, про которую пишут большие и малые поэты, а охота разрешена на большинство представителей охотничьей фауны.
С 1 октября открылась загонная охота на копытных, но нужно сказать, что в последние годы в нашей стране она проходит очень дозированно. Если раньше, когда ставка делалась на многочисленного кабана, которого в угодьях бывало что мошкары, пошуметь и погонять в лесу зверя было в порядке вещей, то сейчас в лесах живет деликатный олень. А если оленю что-то придется не по душе в угодьях – или крики загонщиков; или толпа мужиков на вонючих автомобилях; или гончие, спущенные с поводка, да хоть те же грибники – он попросту уйдет. И получается для арендатора охотугодий совсем грустно: он зверя холил-лелеял, он закупал производителей за границей, а тут пришли мужички с тузиками и разогнали все к чертям. Теперь олени у соседнего арендатора, который и кормит их не шибко и не заботится совсем, но зато у него есть тишина и лес дремучий.
Поэтому оленя нынче добывают тихонечко, устраивая на этого зверя индивидуальные охоты: один охотник, один егерь, один олень. Это недешево, но такой подход себя оправдывает.
Но как быть простому сельскому охотнику с гончей, который дождался своего заветного открытия? Более того, который его приближал? Впрочем, сначала пару слов я скажу о том, в чем проблема у нашего сельского охотника с гончей, а потом о том, как охотник с собакой может на целый месяц увеличить свой сезон охоты.
О проблеме я отчасти уже написал. В лесу теперь живет тщательно оберегаемый зверь, а собаки, спущенные в угодья, будут его гонять. И разрешенного зайца они будут гонять, и всех подряд копытных тоже будут. Если охотник говорит, что «моя выжловка за косулей не пойдзе», я ему верю и собаке его тоже верю, однако, чтобы разогнать копытных, не нужно за ними бегать, нужно просто носиться с лаем по лесу. Ну есть же различные зоны охоты: в одной держатся преимущественно копытные, в других можно и с собакой – скажет иной читатель. Да, зоны, конечно, есть, это можно объяснить охотнику, но его собаке втолковать о том, что «здесь – ходи, там – не ходи», будет куда сложнее. Вот и выдавливается на местах простой охотник с гончей из леса. Во всяком случае в единственную в нашей стране тематическую охотничью газету постоянно идут жалобы от простых охотников о всяческих препонах, чинимых им на местах.
Теперь о том, как можно продлить сезон охоты. Дело в том, что Правилами охоты предусмотрено открытие охоты на месяц раньше для тех владельцев собак, которые в установленном порядке испытали своих собак на охотничью состоятельность и получили полевые дипломы.
Именно для владельцев дипломированных гончих охота на зайцев – русака и беляка – открывается с первой субботы октября, все остальные охотники могут выйти на зайца только через месяц – с первой субботы ноября. Такая фора дается владельцам тех породных собак, которые потрудились подготовить из своего пса дипломированного напарника.
В октябре продолжается охота на водяных млекопитающих – бобра и выдру. Этих зверей добывают как с огнестрельным оружием, так и безружейным способом: разного рода самоловами. Однако следует сказать, что настоящих трапперов – охотников, добывающих пушнину самоловами, – в Беларуси осталось совсем мало. Шкурка бобра не стоит тех усилий и денег, которые затрачиваются на его добычу. Относительную ценность представляет лишь так называемая бобровая струя и мясо самого крупного из европейских грызунов. В наше время кое-какой смысл, если говорить об экономической оставляющей охоты, имеет только добыча куньих, но она откроется в ноябре. Впрочем, на американскую норку и ондатру – виды-интродуценты – охота продолжается уже месяц, с 1 сентября.
В октябре продолжается охота на кабана.
Увы, все добытые звери, если говорить на охотничьем сленге, уходят «на яму» – то есть туши не используются в пищу, а уничтожаются. Кабана сейчас можно добывать круглогодично, однако это не означает, что тот, кто оказался в лесу с ружьем, на любых основаниях может палить в кабанов. Это совсем не так, для добычи этого зверя, даже в рамках так называемой «депопуляции» все равно необходимо разовое разрешение на отстрел.
Также во время любого законного нахождения в угодьях можно отстреливать виды животных, которые когда-то давно назывались «вредными», потом «нежелательными», а сейчас вообще никак не называются, хотя список этот остался, вот он: волк, лисица, енотовидная собака, серая ворона и сорока.
Что касается охоты на птиц, то в октябре наступает самый ее разгар.
В октябре богата охота с легавыми. Легашатники с успехом добывают куропаток, сбитых в большие стаи. В это время эти птицы подпускают к себе довольно близко, сидят крепко и хорошо держат стойку «вежливой» собаки. В полях также можно отыскать жирного осеннего перепела, а кое-где и фазана. Особо заманчива для легашатников октябрьская охота на вальдшнепа «на высыпках», она продолжается до тех пор, пока откочевывающие на юг стаи вальдшнепов не покинут наши края, впрочем, на их место прилетают северные вальдшнепы, так что охоту можно продолжить.
В лесах продолжается охота на нашу «лесную курочку» – рябчика. В это время он неплохо идет на манок. Добычливой эту охоту никак не назовешь, хотя птиц этих в белорусских лесах в достатке, но охота эта очень увлекательна и требует сноровки, хорошей стрелковой подготовки, а также знаний повадок птицы.
Несмотря на то, что огромные стаи диких голубей – вяхирей в октябре уже частично улетели, частично находятся в положении «на старт», охота на них может быть очень результативной, причем в основном за счет стай северной птицы, которые идут на юг через нашу страну. Вообще стоит сказать, что охота на вяхиря, очень популярная на Западе, у нас почему-то не слишком распространена. Огромные голубиные стаи, перемещающиеся по Беларуси, имеют весьма богатый охотничий потенциал.
Впрочем, если говорить об осенней охоте на птиц, то безусловным лидером здесь будет, конечно же, охота на водоплавающих и околоводных пернатых. Безусловный фаворит здесь – кряква.
На втором месте по частоте попадания в ягдташ – два вида чирков. В 1990-х годах на водоемах было черно от лысухи, сейчас этой птицы стало заметно меньше. Охота на водоплавающих птиц продолжится до самой зимы: по второе воскресенье декабря. Но поздней осенью «самотопом» утку уже не достанешь: птица сбивается в стаи и старается держаться на большой воде, подальше от берегов. Но на каждого хитреца есть свои приемы. Осеннюю и зимнюю утку берут обычно при помощи подманивания на большие количества резиновых макетов-чучел.
Есть чем заняться нашему брату в октябре.
Фото Сергея Плыткевича и из открытых источников
Александр Очеретний