Охота с толлером
– Кого я вижу! Это же толлер! – невольно воскликнул я. Не ожидал увидеть в Минске эту собаку, даже на международной выставке.
– Yes, of cours.Toller! – подтвердил хозяин собаки, приехавший к нам на выставку из самой Финляндии.
Конечно же, я сделал снимок этой собаки. Внешне обычная рыжая дворняга, не правда ли? Да так оно и есть. Почти. Впрочем, сейчас я все расскажу.
Я уверен, это свойство крякв замечали не только охотники, но и любые собаководы, которые имеют привычку прогуливаться со своими питомцами вдоль берегов водоемов и рек, пусть и городских. Вот я о каком свойстве этих птиц: если собака суетится у воды, то утки подплывают к ней на очень близкое расстояние и сбиваются в стайку, внимательно поглядывая на собаку. Причем чем больше собака суетится, тем ближе подплывают утки. Но они моментально расплываются, если пес начинает бросаться в воду в попытках догнать птиц.
С чем связано такое поведение крякв? Отвечу честно: не знаю. Более того, если я правильно понял, никто из авторов-этологов не смог дать разумного ответа на этот вопрос или же я просто его не нашел. Однако замечено, что на небольшую рыжую собаку утки реагируют с особым ажиотажем. Хозяйка померанского шпица рассказывала мне недавно, что «утки просто преследуют собаку, поэтому я стараюсь не ходить с ней вдоль речки».
Впрочем, эти наблюдения – мое и хозяйки маленькой рыжей собачки – совсем не «эксклюзивны», как принято сегодня говорить.
Еще классик охотничьей литературы позапрошлого века и один из крупнейших российских авторитетов в области охоты Леонид Сабанеев писал про интереснейшую охоту на уток с собакой следующее: «…для такой охоты пригодна каждая дворняжка, лишь бы собака не имела привычки бросаться на уток и распугивать птиц. Отправляясь на охоту, нужно запастись черным хлебом и, придя на место, где есть утки, залечь в какой-нибудь куст или под прикрытием какого-нибудь возвышения, стараясь, чтобы утки не могли вас заметить. После этого вы начинаете давать собаке хлеб маленькими кусочками, стараясь разбрасывать их в разные стороны. Собака будет кидаться за ними то в одну, то в другую сторону и обратит на себя внимание уток. Не спуская глаз с собаки, утки начинают приближаться, и вам остается только терпеливо подпустить их на выстрел и выждать, пока они сгруппируются в кучку…»
Как видите, охота эта не сложна. И подманивание уток «на собаку» отлично работает. Но у нас, в Беларуси, данная охота не распространена, и, признаться, я не слышал и о том, что так охотятся где-то в сопредельных странах.
Однако такая охота в мире существует, и она процветает. Более того, есть собаки, которые используются именно для такой охоты.
Ну, а началось все с того, что где-то в начале XIX века, а может быть, и гораздо раньше – после того, как канадские охотники тоже заметили странную реакцию уток на рыжую собаку. В охотничьих источниках описывалась охота лисиц на уток – когда один зверь резвится на берегу, а другой затаивается в засаде в прибрежной растительности и поджидает приближающихся птиц.
Заметив эти лисьи повадки, канадцы стали охотиться с подманиванием уток, но не с лисицей, конечно, а с рыжей собакой. В результате так называемой «народной селекции» выбирались собаки, которые наиболее подходят для такой охоты, остальные выбраковывались. Вот этих-то разнокалиберных рыжих дворняжек, используемых для подманивания, охотники и рыболовы из канадской глубинки (точнее, из провинции Новая Шотландия) стали называть толлерами. Так бы и охотились канадцы со своими дворняжками, если бы за дело не взялся увлеченный человек.
В начале 60-х годов XIX века некто Джеймс Ален из Новой Шотландии решил привести в порядок разновеликое, разношерстное и разнопородное племя канадских толлеров. В ходе очень долгой работы, растянувшейся на пару десятилетий, взяв за основу лучших рыжих толлеров из Новой Шотландии и прилив к ним кровь золотистого ретривера, кого-то из спаниелей и ирландского сеттера (а по некоторым источникам, еще и колли), Джеймс Ален наконец-то получил идеальную, на его взгляд, собаку для охоты на уток с подманиванием, которая получила официальное название Nova Scotia Duck Tolling Retriever (новошотландский утиный подманивающий ретривер), по-русски эту собаку называют новошотландский ретривер, или толлер.
Что интересно, порода эта не слишком молода, но признание на международном уровне толлеры получили только в 1987 году. В этом же году был принят официальный стандарт породы. В Европе толлеры как собаки-компаньоны появились только в 90-х годах прошлого века (их неохотно вывозили из Новой Шотландии), ну, а европейские охотники познакомились с ними относительно недавно.
В современном виде охота с толлером проходит следующим образом: охотник прячется в засидке вместе с собакой. Увидев уток на горизонте, охотник начинает бросать к кромке воды какой-нибудь любимый собакой апортировочный предмет (скажем, мячик), после чего собака бежит за мячом и приносит его охотнику. Этот цикл «бросил-принес-бросил» продолжается многократно. Бросая предмет, охотник в то же время не забывает следить за утками – они обязательно начнут приближаться.
После того как стайка птиц приблизится на расстояние выстрела, по ним делается залп. А затем собака посылается в воду для сбора битой птицы. Для толлера очень важными качествами является спокойное отношение к птице и страсть к подаче.
Теперь давайте ответим на один простой вопрос: можно ли описанным способом охотиться у нас в Беларуси? Для этого просто откроем Правила охоты. Смотрим приложение 9 и видим, что все ретриверы считаются у нас охотничьими породами. Следовательно, толлер тоже.
Далее читаем статью 113 правил, в частности следующее: «Применение на охоте… подсадных животных, чучел, профилей, манков, приманок и иных средств подманивания охотничьих животных разрешается без ограничений». То есть наш толлер вполне может считаться как «подсадным животным», так и «иным средством подманивания». Так что, если автор, конечно, ничего не напутал, применение толлеров в наших угодьях вполне законно.