Ода классике
Вы охотились когда-нибудь с «сайгаками»? Я не ошибаюсь – не «на сайгаков» – евроазиатских степных копытных, а именно «с сайгаками», то есть с теми охотниками, которые вооружены агрегатом, сделанным на основе автомата Калашникова, и всерьез полагающими, что обладают шедеврами оружейной техники и круче их – только яйца вкрутую. Я сейчас про пресловутую «Сайгу» пишу – условно охотничье оружие, которое годится только разве что для вооружения охранников складов и полицейских. Это касается и обладателей разного рода «Вепрей», «Тигров» и иже с ними.
Целью этой статьи не является побудить коллег-охотников начать меряться тем, чем принято меряться у мужчин (я имею в виду охотничье оружье), а просто обратить внимание молодых охотников на классическую двустволку.
Между тем понятно, что у образцов охотничьего оружия, сделанного по образцу и подобию их боевых «кузенов», и огневая мощь выше, и скорострельность не идет ни в какое сравнение с классической двустволкой, и автоматика на высоте. Но…
Процесс охоты предполагает обилие традиций и особых условностей, без которых романтическое и заветное действо превращается в мясозаготовки. Ну, например, можете ли вы представить себе Ивана Тургенева, сидящего на лабазе в ожидании медведя с адаптированным под охоту пулеметом «Максим»? Или Льва Толстого, который в смоленских лесах идет на того же медведя с первым русским автоматом Федорова образца 1912 года? Смешно?
Но довольно утрировать. В руках настоящего (как их называли в начале прошлого века – «правильного») охотника вы никогда не увидите охотничьего оружия с «хищными» боевыми обводами.
Не увидите вы также этого оружия и на аукционах «Кристи», «Сотбис» и им подобным. Кстати, некоторые образцы оружия продаются там за десятки, а порой и за сотни фунтов стерлингов.
Зато среди аукционного охотничьего огнестрельного оружия вы скорее всего увидите скромную двустволку, изготовленную, правда, известными мастерами и украшенную граверами, инкрустаторами и ювелирами с мировым именем.
Настоящую, скромную двустволку не покупают обычно во временное пользование, как, скажем, автомобиль – года на 3 или на 7. С классической добротной двустволкой могут охотиться несколько поколений охотников, и ее качество от времени эксплуатации, при хорошем, разумеется, уходе нисколько не меняется. Лично мне приходилось видеть в руках у «понимающих» коллег итальянские и немецкие ружья выпуска 30-х, 40-х годов прошлого века. Ружья эти до сих пор в отличном состоянии и обладают замечательными характеристиками.
Двустволки бывают разными – с вертикальным или горизонтальным расположением стволов, они бывают штучного изготовления или произведенные конвейерным способом, с дорогостоящими гравировками или без них, очень сильно отличаются они и по стоимости.
Мы не собираемся умалять оружие нашего среднего охотника с ружьем средней же ценовой категории, но давайте вспомним так называемое элитное, штучное охотничье оружие. Сделаем мы это по той простой причине, что на примере элитных охотничьих ружей проще проиллюстрировать преимущества классического оружия перед переделками из боевого, то есть по сути своей, не охотничьего.
В конце XVIII века, когда двустволок производилось не слишком много и качества они были не всегда высокого, больше всего ценились огневая мощь и точность боя таких образцов, поэтому мастера, которые могли изготовить такие ружья, котировались весьма высоко, и перечесть их можно было по пальцам.
В настоящее время все изменилось – ружья, изготовленные промышленным способом, практически все обладают приличным боем. В современных ружьях высокого класса ценится гармония технического совершенства вкупе с художественной отделкой того или иного образца.
Некоторые фирмы создают оружие только высшего класса и никогда не опускаются до конвейерного ширпотреба, другие же – выпускают ружья всех категорий. У каждой из них есть своя «изюминка», которую они отчаянно рекламируют и на которой делают акцент. Одна фирма выпускает гарнитуры из пары или тройки ружей, плюс еще со сменными стволами различной сверловки – скомбинировав ружье с одной из пар стволов, можно быть готовым к любой охоте: хотите – идите на крошку-бекаса, а хотите, можно помериться силой с африканской «большой пятеркой».
Другая фирма делает акцент на художественную отделку ружья, настолько дорогую, что его и в руки-то возьмешь с опаской.
Оружие военного образца такими качествами, как вы понимаете, не обладает. Это инструмент без сантиментов.
Кроме того, немаловажен всем известный факт – охотники на крупных копытных и хищников, будь то в Африке или на Аляске, а тем более, сопровождающие их егеря, никогда не охотятся с оружием военного образца. Чаще всего их «рабочая лошадка» – сделанный на заказ двуствольный нарезной штуцер, очень надежный, очень прикладистый и очень дорогой.
Ранее охота была только привилегией знати, разделение на охотничье и боевое оружие произошло только XIV веке. Уже с того времени знать стремилась похвастаться друг перед другом своим новым ружьем или охотничьим пистолем – богато украшенным и снабженным всеми доступными тогда «наворотами», то же самое, правда, в меньшей степени, происходит и по сей день.
Итак, вот признаки современной двустволки высшего класса (относительно художественной отделки мы говорить ничего не будем – это дело вкуса (а порой и безвкусицы) хозяина): чаще всего такие ружья имеют замки на боковых досках. Эти ружья имеют механизм самооткрывания и механического выброса стреляных гильз. Торец приклада не имеет затыльника, так как сам приклад изготавливается исходя из антропологических особенностей будущего хозяина ружья.
Такое ружье должно быть отлично сбалансировано. Пластиковые детали в таких ружьях недопустимы – только дерево, причем чаще всего на приклад и цевье идет ореховая древесина, взятая из прикорневой части ствола дерева. Более того, орех должен быть выдержан не менее 20 лет, так как длительная выдержка исключает усадку ложи и ее коробление.
Однако основное качество дорогих ружей – это все-таки тончайшая подгонка всех деталей и механизмов, что гарантирует живучесть ружья не менее чем на 100 тысяч выстрелов.
Более того, охотничье оружие совершенствовалось и совершенствуется куда быстрее военного. Именно поэтому даже обычная, заводского изготовления двустволка даст фору в аккуратности изготовления и в работе механизма своему ширпотребовскому боевому собрату.
Именно в охотничьем оружии впервые были применены нарезы, именно охотничьи ружья впервые стали заряжать с казенной части цельным патроном, именно из охотничьего ружья впервые выстрелили дробью, охотники также впервые применили папковые гильзы и бездымный порох.
Эволюция охотничьего оружия все еще продолжается. И то ли еще будет!
Фото Татьяны ЕФИМЕНКОАлександр Очеретний